Региональные целевые программы как основной инструмент регионального развития. Архив "развитие архивного дела в костромской области

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 08.10.2009 № 982-п

г. Ярославль
Об Областной целевой программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2010-2012 годы

от 26.07.2010 № 539-п, от 28.10.2010 № 798-п, от 27.12.2010 № 1017-п, от 28.01.2011 № 24-п,

от 15.04.2011 № 230-п, от 16.06.2011 № 448-п, 27.10.2011 № 817-п, от 27.12.2011 № 1111-п,

от 09.06.2012 № 510-п, от 24.07.2012 № 661-п, от 19.09.2012 № 953-п,

от 13.11.2012 № 1265-п>
В соответствии с постановлением Правительства области от 03.08.2009 № 803-п «О Концепции Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2010 - 2012 годы»

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Областную целевую программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2010-2012 годы.

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Елфимова И.С.

3. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Губернатор области С.А. Вахруков

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства области

от 08.10.2009 № 982-п

(в редакции постановлений

Правительства области

от 27.10.2011 № 817-п, от 27.12.2011 № 1111-п,

от 09.06.2012 № 510-п, от 24.07.2012 № 661-п,

от 19.09.2012 № 953-п, от 13.11.2012 № 1265-п)
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области

на 2010 - 2012 годы
I. Общие положения


Заказчик ОЦП

Правительство Ярославской области

Ответственный

исполнитель ОЦП


департамент экономического развития Ярославской области

Исполнители ОЦП

департамент промышленной политики Ярославской области, департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, департамент по делам молодежи, физической культуре и спорту Ярославской области, департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, департамент информатизации и связи Ярославской области, управление коммуникаций и общественных связей Правительства области, органы местного самоуправления муниципальных образований области

Участники ОЦП

организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области; физические лица и индивидуальные предприниматели; Координационный совет по малому и среднему предпринимательству при Губернаторе области

заинтересованные

в результатах ОЦП


департамент государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области, департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, департамент информатизации и связи Ярославской области, департамент образования Ярославской области, департамент по делам молодёжи, физической культуре и спорту Ярославской области, организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области, субъекты малого и среднего предпринимательства Ярославской области, учреждения высшего профессионального образования и научно-исследовательские институты

ОИВ/СППО и другие юридические лица,

оказывающие влияние на достижение результатов ОЦП


субъекты малого и среднего предпринимательства Ярославской области, Координационный совет по малому и среднему предпринимательству при Губернаторе области, учреждения высшего профессионального образования и научно-исследовательские институты

Дата начала ОЦП

01.01.2010

Дата окончания ОЦП

31.12.2012

Куратор ОЦП

заместитель Губернатора области Елфимов Игорь Станиславович

Ответственные лица для контактов

директор департамента экономического развития Ярославской области Шутов Александр Валентинович, тел. 40-11-46;заместитель директора департамента - председатель комитета поддержки предпринимательства департамента экономического развития Ярославской области Курганов Александр Дмитриевич, тел. 40-01-14

Электронный адрес для размещения ОЦП в интернете

http://www.yarregion.ru/depts/der/Pages/docLib3/pred_programma.aspx

Общая потребность в ресурсах


Источник

финансирования


Единица измерения

Объём финансирования

всего

в том числе

2010 год

2011 год

2012 год

Областной

бюджет


тыс. рублей

496 413,309

91 300,000

132 716,000

272 397,309

Внебюджетные источники

тыс. рублей

740 733,000

339 450,000

191 896,000

209 387,000

Справочно:

Федеральный бюджет *

тыс. рублей

849 268,544

262 298,000

150 583,003

436 387,541

Местные

бюджеты**


тыс. рублей

29 099,512

10 930,000

9 349,512

8 820,000

Всего

тыс. рублей

2 115 514,365

703 978,000

484 544,515

926 991,850

*Софинансирование из федерального бюджета возможно в случае победы заявки Ярославской области в конкурсе Министерства экономического развития Российской Федерации. Объёмы софинансирования за счёт средств федерального бюджета будут уточнены по итогам проводимого в 2010-2012 годах Министерством экономического развития Российской Федерации конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации. По данным Министерства экономического развития Российской Федерации, объём софинансирования за счёт средств федерального и областного бюджетов в процентном соотношении составит:

в 2010 году - 71 процент и 29 процентов соответственно;

в 2011 году - 76 процентов и 24 процента соответственно;

в 2012 году - 80 процентов и 20 процентов соответственно.

На мероприятие «Поддержка муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства монопрофильных муниципальных образований, включенных в перечни монопрофильных муниципальных образований с высокой степенью проявления кризисной ситуации в социально-экономической сфере и (или) находящихся в зоне повышенной степени риска» в 2010 году объём софинансирования составит 5:95 процентов (областной и местный бюджеты: федеральный бюджет).

** Объёмы софинансирования за счёт средств местных бюджетов будут уточнены по итогам принятия муниципальными образованиями области целевых программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства
II. Содержание проблемы
Развитие малого и среднего предпринимательства является неотъемлемой частью государственной политики Ярославской области и одним из приоритетных направлений социально-экономического развития региона.

Тенденции развития малого и среднего предпринимательства Ярославской области сохраняют положительную динамику на протяжении последних лет. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, на 01 января 2009 года хозяйственную деятельность осуществляли 52719 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 35990 индивидуальных предпринимателей, 14486 малых предприятий, включая микропредприятия (юридические лица), 203 средних предприятия (юридические лица). Доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых в экономике области составила 16,3 процента. Объём инвестиций малых предприятий (юридических лиц), без микропредприятий, за 2008 год составил 3,5 процента от общего объёма инвестиций по Ярославской области. Число субъектов малого и среднего предпринимательства достигло показателя в 40 единиц на 1000 человек населения. По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, Ярославская область занимает 1 место по количеству малых предприятий (без учёта микропредприятий) на 1000 человек населения и 5 место по доле занятых на малых предприятиях в Центральном федеральном округе.

Структура малого предпринимательства Ярославской области представлена следующими сферами: торговля - 44,9 процента, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 15,2 процента, строительство - 15,0 процента, промышленность - 11,5 процента, транспорт и связь - 4,1 процента, услуги гостиниц и ресторанов - 2,7 процента, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 2,1 процента.

Сложившаяся структура обусловлена тенденциями, превалировавшими в региональной экономике в течение почти 15 лет, сохранением высокой доли субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли вместе с ограниченной долей в научно-технической и производственной сферах. При определении приоритетных направлений поддержки малого и среднего предпринимательства Ярославской области следует больше внимания уделять производственному сектору, предприятиям в сфере информационно-коммуникационных технологий, содействовать инновационной активности малых и средних предприятий региона и увеличению доли наукоёмких организаций.

В развитых странах в малом и среднем бизнесе осуществляется большая часть научных и опытно-конструкторских разработок и создаётся значительная доля инновационной продукции. Необходимо содействие инновационной активности малых и средних предприятий Ярославской области в целях их интеграции с крупными промышленными предприятиями в рамках промышленных кластеров, позволяя крупному бизнесу снижать издержки и совершенствовать качество собственной продукции. Использование потенциала малых и средних предприятий позволяет диверсифицировать структуру экономики региона, повысить качество и спрос на продукцию, выпускаемую предприятиями области.

Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из условий повышения уровня жизни, становления в Ярославской области среднего класса и формирования устойчивой социально-экономической среды. В международной практике в малом и среднем бизнесе занято до 60-70 процентов работающего населения, являющегося основой среднего класса. Задача увеличения доли среднего класса в общей численности населения поставлена и на федеральном, и на областном уровне. В долгосрочной перспективе необходимо ориентироваться на достижение средних показателей занятости населения в малом и среднем предпринимательстве европейских стран.

В условиях экономического кризиса остро стоит проблема обеспечения занятости населения региона. Обеспечение самозанятости населения в собственном бизнесе является важным источником решения проблем безработицы и реализации потенциала человеческого капитала региона.

Решение указанных вопросов соответствует целям Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года и позволяет достичь стратегической цели Правительства Ярославской области - создать благоприятные условия для развития бизнеса за счёт снижения административных барьеров и создания инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В целях выявления условий функционирования и развития малого и среднего предпринимательства Ярославской области был проведён комплексный SWOT-анализ, который позволил выделить несколько наиболее проблемных вопросов, связанных с деятельностью малого и среднего бизнеса:

Недоступность долгосрочных финансовых ресурсов;

Ограниченные возможности для аренды производственных и офисных площадей;

Дефицит квалифицированных кадров;

Растущий уровень расходов на ресурсное обеспечение, увеличение тарифов на энергоресурсы при низкой энергетической эффективности;

Невысокая степень вовлечённости молодёжи в предпринимательскую деятельность;

Недостаточная инновационная активность субъектов малого и среднего предпринимательства.

В качестве основных проблем развития предпринимательства на уровне муниципальных образований области можно выделить:

Отток трудоспособного населения из муниципальных образований;

Низкий уровень подготовки профессиональных кадров;

Недостаточность финансовых ресурсов.

Указанные проблемы остро стоят как перед организациями, так и перед мастерами, занятыми в отрасли народных художественных промыслов. Значимость данной отрасли определяется необходимостью сохранения национальной культуры в местах традиционного бытования народных художественных промыслов Ярославской области. Основной задачей является сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов, которые являются достоянием и одной из форм народного творчества населения Ярославской области. В рамках поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, работающих в сфере народных художественных промыслов, необходимо решить вопросы передачи уникальных навыков, приёмов работ между специалистами, занятыми в данной сфере.

Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определённом сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого и среднего бизнеса являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определённых условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие.

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

развития субъектов малого и среднего

I. Общие положения

Заказчик ОЦП

Правительство Ярославской области

Ответственный

исполнитель ОЦП

департамент экономического развития

Ярославской области

Исполнители ОЦП

департамент промышленной политики Ярославской области, департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, департамент по делам молодежи, физической культуре и спорту Ярославской области, департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, департамент информатизации и связи Ярославской области, управление коммуникаций и общественных связей Правительства области, органы местного самоуправления муниципальных образований области

Участники ОЦП

организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области; физические лица и индивидуальные предприниматели ; Координационный совет по малому и среднему предпринимательству при Губернаторе области

ОИВ/СППО и другие юридические лица,

заинтересованные

в результатах ОЦП

Недостаточная инновационная активность субъектов малого и среднего предпринимательства.

В качестве основных проблем развития предпринимательства на уровне муниципальных образований области можно выделить:

Отток трудоспособного населения из муниципальных образований;

Низкий уровень подготовки профессиональных кадров;

Недостаточность финансовых ресурсов.

Указанные проблемы остро стоят как перед организациями, так и перед мастерами, занятыми в отрасли народных художественных промыслов. Значимость данной отрасли определяется необходимостью сохранения национальной культуры в местах традиционного бытования народных художественных промыслов Ярославской области. Основной задачей является сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов, которые являются достоянием и одной из форм народного творчества населения Ярославской области. В рамках поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, работающих в сфере народных художественных промыслов, необходимо решить вопросы передачи уникальных навыков, приёмов работ между специалистами, занятыми в данной сфере.

Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определённом сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого и среднего бизнеса являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определённых условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие.

К внешним факторам риска относятся политические, социально-экономические, экологические и научно-технические факторы. Изменение факторов внешней среды приводит к возникновению внешних рисков, которые являются плохо прогнозируемыми и управляемыми.

Необходимо осуществлять постоянный мониторинг и анализ влияния внешних факторов на сферу малого и среднего предпринимательства Ярославской области и реализацию мероприятий, направленных на адаптацию субъектов малого и среднего предпринимательства к внешним изменениям.

Матрица SWOT-анализа состояния малого и среднего предпринимательства Ярославской области представлена в Концепции Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на годы.

Решение выявленных проблем возможно только в рамках системного подхода с привлечением ресурсов субъектов малого и среднего предпринимательства, возможностей федеральных органов государственной власти Российской Федерации, Правительства Ярославской области и муниципальных образований Ярославской области. Использование бюджетных средств на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства позволяет привлечь дополнительные внебюджетные инвестиции в экономику, повысить возможности малого и среднего бизнеса в получении банковских кредитов . Для вовлечения молодёжи в предпринимательскую деятельность, поддержания кадрового потенциала необходимо реализовать комплексную программу подготовки кадров на уровне области в целом и отдельных муниципальных образований.

Стимулирование инновационной активности субъектов малого и среднего предпринимательства, их интеграции с крупными промышленными предприятиями в рамках промышленных кластеров возможно только при условии взаимодействия и привлечения ресурсов и возможностей федеральных и областных органов государственной власти.

Объединение ресурсов и возможностей субъектов малого и среднего предпринимательства и органов власти позволяет комплексно решить актуальные для малого и среднего бизнеса проблемы и обеспечить развитие этого сектора экономики области.

Для эффективного решения проблем малого и среднего предпринимательства необходим комплексный подход, обеспечивающий одновременную помощь в получении долгосрочных финансовых ресурсов, освоении инновационных технологий и продукции, подготовке кадров, решении вопросов с обеспечением начинающих предпринимателей офисными площадями и стартовым капиталом. Реализовать подобный комплексный подход призвана ОЦП.

Необходимость решения указанных проблем программно-целевыми методами на региональном уровне установлена Федеральным законом от 01.01.01 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». ОЦП разработана с целью реализации положений указанного закона и направлена на осуществление государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в регионе.

III. Цель ОЦП

Наименование

Показатель

Обоснование
планового

значения

индикатора

наименование

весовой
коэффици-ент

измерения

значение (по годам)

планируемое

Стимулирова­ние развития субъектов ма­лого и сред­него предпри­нимательства Ярославской области

количество рабочих мест, вновь созданных субъектами малого и среднего предпринимательства Ярославской области при реализации мероприятий ОЦП

единиц

Специфика региональных комплексных программ развития

Обострение проблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствования территориальной структуры хозяйства, обеспечения занятости населения и т.д. В этих условиях оправдано использование новых эффективных методов воздействия на экономику, в частности программно-целевого прогнозирования, которое позволяет квалифицированно и надежно, в сжатые сроки решать стратегические проблемы развития отдельных районов в увязке с единой .

Региональные программы - представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.

Различают следующие виды региональных программ : межгосударственные, государственные (федеральные) и собственно региональные, формируемые и реализуемые по отраслевому признаку и комплексные. Узкоспециализированные программы, как правило, разрабатываются в составе целевых федеральных программ, например «Здравоохранение в России».

Региональные программы классифицируются по следующим признакам: территориальная принадлежность, функциональная ориентация, содержание решаемых проблем, масштабность программной задачи, отраслевая локализация, характер возникновения проблем и др. Выделение признаков и соответствующих им классов программ служит условием поиска общих закономерностей в процессе их формирования и реализации. Классификационные признаки отражают содержание проблемы, характеризуют объекты программ, особенности управления ими и т.д..

Каждая региональная программа характеризуется одновременно несколькими классификационными признаками. Например, конкретная региональная (местная) программа может быть по территориальной принадлежности — областной; по функциональной ориентации — экологической; по масштабности проблемы — узкоспециализированной; по продолжительности — среднесрочной и т.д.

Специфика региональных программ заключается в том,что они формируются и реализуются на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, обусловлены общегосударственными и территориальными интересами. Отбор региональных проблем для программирования проводится, как правило, территориальными органами власти и управления. Программные мероприятия осуществляются в границах географически ограниченного региона, единицы административно-территориального деления Российской Федерации (республика, край, область, города федерального значения). Управляют проектированием и реализацией программ структуры исполнительной власти региона.

Региональные программы отличаются относительно небольшими по сравнению с государственными программами объемами работ и ресурсных затрат и обладают строгой целевой направленностью , точной адресностью, конкретным ограничением временных интервалов и увязываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой России.

Основные задачи региональных программ:
  • выравнивание межрайонных различий по показателям экономического, социального и научно-технического развития;
  • формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;
  • сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка;
  • максимально полное и эффективное использование природных, материальных и трудовых ресурсов региона;
  • развитие производств и сфер в соответствии с государственной селективной структурной политикой;
  • охрана окружающей среды;
  • преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;
  • формирование инфраструктуры информационного обеспечения органов управления и хозяйствующих субъектов;
  • духовное возрождение регионов, сохранение их исторического наследия, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки.

Структура программы регионального развития

Состав и структура комплексной программы социально-экономического развития региона представляют собой перечень и взаиморасположение разделов, отражающих содержательную и функциональную характеристики принятого к реализации программного проекта.

Разделы программы коплексного развития региона:
  1. Анализ и оценка сложившейся социально-экономической ситуации региона.
  2. Оценка и состояния окружающей среды.
  3. Состояние демографической ситуации и в регионе.
  4. Концепция социально-экономического развития региона . Выполненные в предыдущих разделах анализ социально- экономического развития региона и оценка природных ресурсов, состояния окружающей среды, демографической ситуации и рынка труда дают представление о современных масштабах и структуре хозяйства региона, его материально-производственной базе, выявленных диспропорциях в экономике, а также дают прогноз численности трудовых ресурсов и возможностей использования природно-ресурсного потенциала, позволяют с учетом тенденций технического прогресса и выдвигаемых перед регионом хозяйственных задач выработать и сформулировать концепцию (прогнозный замысел) социально-экономического развития региона на расчетную перспективу. Главным содержанием концепции должны быть принципиальное (вариантное) определение направлений наиболее рационального использования крупных и эффективных ресурсов, оценка на этой основе сравнительной экономичности различных отраслей и установление путей правильного формирования всего хозяйственного комплекса.
  5. Основные целевые подпрограммы . Выделяются основные для региона целевые подпрограммы, которые могут формироваться по отраслевому, функциональному и проблемному признакам.
  6. Механизм осуществления программы. Излагается взаимоувязанный комплекс мер и действий, экономических рычагов, обеспечивающих решение проблемы.
  7. Ресурсное обеспечение программы. Содержит расчеты предстоящих затрат (финансовых — по источникам поступления; материальных — по видам продукции; природных условий и ресурсов — по климатическим условиям, земельным, водным, растительным, топливно-энергетическим и минерально-сырьевым ресурсам; трудовых ресурсов — по профессионально-квалификационным группам; информационных — по видам; временных — по срокам). Из общего объема ресурсов выделяется та их часть, которая поступает из собственных источников.
  8. Координация программных мероприятий. Обеспечивается согласование действий всех организаций, участвующих в осуществлении программы.
  9. Оценка эффективности осуществления программы. Проводятся расчеты экономической эффективности программы.
  10. Организация, формы и методы управления программой. Разрабатываемая организационно-функциональная структура управления формируется с учетом специфики программы и региона.

Разделы программы содержат необходимые обоснования и пояснения. Они формируются в целом на весь период реализации программы и по годам. Для долгосрочных программ первоначальная разбивка осуществляется по годам, последующая — по более продолжительным срокам.

Оформление каждой программы является стандартным: на титульном листе указываются соответствующая краевая, областная, городская администрация; дата выпуска; на листе согласования — утверждающая инстанция и организация, согласование с которыми необходимо.

Основными формами прямого участия государства в регулировании регионального развития станут осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов, размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы.

Число федеральных региональных программ должно быть невелико; они разрабатываются и финансируются только для регионов с особо сложными (критическими) социально-экономическими и экологическими проблемами, например для зоны Севера.

Принципиальное значение имеет увязка процессов разработки и принятия программ с формированием и проведением бюджетной политики. Необходима инвентаризация всех уже начатых на территории России программ с пересмотром приоритетов, сроков, источников их ресурсного обеспечения. Наиболее крупномасштабные комплексные программы должны проходить рассмотрение и утверждаться в высших законодательных органах. В условиях рыночных отношений управление государственными региональными программами не должно ограничиваться существующими органами исполнительной власти — могут утверждаться на договорных началах специальные государственные, частные, смешанные независимые компании, консорциумы, агентства со специальными полномочиями и ответственностью.

Аннотация

Авторская разработка на тему "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы" по предмету "Туризм" содержит 51 страницу, 4 рисунка, 10 таблиц и 36 источников.

Ключевые слова: Туризм, Инвестиционный менеджмент, Гражданское право, Государственное и муниципальное управление, Основы сертификации и стандартизации.

Объектом исследования является анализ условий "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы". Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В процессе работы выполнялся теоретико-методологический анализ темы "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы", в том числе исследовались теоретические аспекты изучения явления "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы", изучалась природа темы "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы".

Далее проводилось исследование актуальности "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы" в современных условиях с привлечением статистических данных и научных публикаций последних лет.

В результате исследования выявлены и количественно обоснованы конкретные пути решения проблемы "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы", в том числе обозначены некоторые возможности решения проблемы "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы" и определены тенденции развития тематики "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы".

Степень внедрения - предложения и конкретные мероприятия опробованы в деятельности организации, послужившей базой для учебной практики.

Предложенные мероприятия с некоторой конкретизацией могут быть использованы в работе кадровых служб российских предприятий.

Реализация предлагаемых мер позволяет обеспечить более точное понимание природы и актуальных проблем "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы".

Обзор источников по теме "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы"

В списке литературы, использованной при подготовке данной работы, представлено 36 библиографических источников. Охарактеризуем некоторые из них:

Обозначенную проблему "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы" рассматривает В. И. Ресин, Ю. С. Попков в книге "Развитие больших городов в условиях переходной экономики. Системный подход ", изданной в 2000 году и содержащей 328 стр. Из описания книги можно сделать вывод, что

Книга посвящена развитию идей системного подхода к исследованию и регулированию пространственных структур городов. Ее методическим фундаментом является концепция динамического системного анализа и системных регуляторов, ориентированная на проблемы городского развития. Она реализуется с помощью инструментальных средств, включающих экономико-математические и макросистемные модели городских подсистем и города в целом, методы оптимального планирования и процедуры принятия решений в области функционально-пространственного развития городских систем. Значительная часть материала книги посвящена применению развиваемого системного подхода к решению проблем развития Москвы. Анализ эволюции градостроительной концепции города сопровождается весьма объемной и многофакторной информацией о функционально-пространственном развитии Москвы. Материал книги излагается как на содержательном, так и на формальном уровнях, но всегда в доступной форме для широкого круга читателей, интересующихся проблемами...

Также проблем регулирования современных вопросов по теме "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы" касается М. А. Жукова в монографии "Индустрия туризма: менеджмент организации ". Данная книга была выпущена в издательстве "Финансы и статистика" в 2006 году, содержит 200 стр.

Рассматриваются экономические вопросы развития мирового и российского туристских рынков, роль государства в управлении индустрией туризма, концепция маркетинга и пути формирования конкурентной стратегии туристской организации. Анализируется влияние глобализации на появление новых организационных форм управления в индустрии туризма. Даются рекомендации по использованию преимуществ стратегических альянсов и брэндинга для совершенствования деятельности организаций индустрии туризма. Для научных работников, а также студентов и аспирантов, обучающихся по специальности 061100 `Менеджмент организации`, преподавателей вузов и специалистов организаций индустрии туризма.

Ряд актуальных проблем был затронут в книге "Стратегический менеджмент в туризме ". Л. В. Баумгартен определил актуальность и новизну этой темы в своем исследовании, опубликованном в 2007 году в издательстве "Академия". В описании книги сказано следующее.

Рассмотрены особенности индустрии туризма и ее влияние на развитие других отраслей экономики государства. Освещены теоретические основы стратегического менеджмента, включая современные методы анализа макросреды и отраслевого анализа, конкурентоспособности организаций и производимых ими товаров и услуг, портфельного анализа, виды используемых стратегий, способы стратегического выбора, реализации стратегии и контроля ее выполнения, а также способы оценки эффективности внедряемых стратегии и проектов. Приведены конкретные примеры стратегического выбора в области туризма. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезным для аспирантов, преподавателей, специалистов по управлению, а также всех интересующихся вопросами стратегического менеджмента.

Кроме того, при изучении темы "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы" были использованы такие периодические источники, как:

  1. ЕНВД в Московской области: становление и результаты. А.В. Кузнецов, "Налоговая политика и практика", № 8, август 2007.
  2. Совершенствование арбитражного процессуального и гражданского процессуального законодательства: АПК РФ и Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы". В.М. Шерстюк, "Законодательство", № 3, март 2007.
  3. Комментарий к закону Московской области от 22.12.2006 № 240/2006-ОЗ "Об охране окружающей среды в Московской области". Д.И. Косарев, "Московский бухгалтер", № 3, февраль 2007.
  4. Комментарий к закону Московской области от 24.11.2004 № 151/2004-ОЗ. в ред. Закона Московской области от 15.09.2006 № 144/2006-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области". И.В. Демичева, "Московский бухгалтер", № 21, ноябрь 2006.
  5. Комментарий к Закону Московской области от 27.07.2006 № 137/2006-ОЗ "О поддержке малого предпринимательства в Московской области". А.П. Андреева, "Московский бухгалтер", № 16, август 2006.

Образец введения

Представленная работа посвящена теме "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы".

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы".

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы" определяют несомненную новизну данного исследования.

Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы".

Теоретическое значение изучения проблемы "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Объектом данного исследования является анализ условий "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы".

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

  1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы".
  2. Сказать об актуальности проблемы "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы" в современных условиях.
  3. Изложить возможности решения тематики "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы".
  4. Обозначить тенденции развития тематики "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы".

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы".

В главе второй более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы".

Глава третья имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ перспектив и тенденций развития "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы".

По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы", круг вопросов и логическую схему ее построения.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.

Источниками информации для написания работы по теме "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы", справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Малое и среднее предпринимательство заняло прочное место в структуре экономики Московской области и играет существенную роль в социальной жизни ее населения.

На 1 июля 2008 года количество малых предприятий составило 12,5 тысячи (без микропредприятий) с общей численностью работающих более 350 тысяч человек. Количество микропредприятий по оценке составляет более 40 тысяч единиц. На средних предприятиях занято 95 тысяч человек.

К числу занятых на малых и средних предприятиях можно добавить почти 128 тысяч индивидуальных предпринимателей.

В 2007 году в Московской области оборот малых предприятий превысил 1,1 триллиона рублей и составил в общем обороте области 30,9 процента. К 2012 году, в результате реализации мероприятий Программы, прогнозируемая доля малых и средних предприятий в общем обороте предприятий Московской области должна составить не менее 38 процентов.

Доля малых и средних предприятий, занятых в сферах обрабатывающей промышленности и строительства, составляет 15,7 процента и 11,5 процента соответственно.

Поступления денежных средств от малого предпринимательства в бюджет Московской области и бюджеты муниципальных образований Московской области составили в 2007 году более 43 миллиардов рублей или 23,4 процента от объема всех налоговых поступлений, в том числе в бюджет Московской области - более 31 миллиарда рублей или 22,1 процента, в бюджеты муниципальных образований Московской области - около 12 миллиардов рублей или 28 процентов.

За время реализации в 2004-2008 годах областной целевой программы развития субъектов малого предпринимательства в Московской области на 2004-2008 годы оборот малых предприятий увеличился в 3,4 раза, объем налоговых поступлений от малого предпринимательства в бюджет Московской области и бюджеты муниципальных образований Московской области - в три раза или на 28,4 миллиарда рублей. Привлечено инвестиций в объеме более 43 миллиардов рублей.

Однако деятельность малых и средних предприятий еще остается недостаточно эффективной, т.е. доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта пока незначительна и оценивается на уровне 17 процентов. В результате реализации Программы планируется увеличение доли продукции, произведенной малыми и средними предприятиями, до 25 процентов; если в строительстве, торговле, отдельных отраслях обрабатывающей промышленности малое и среднее предпринимательство развивается динамично, то в сфере коммунального хозяйства, жилищной сфере развития практически нет. Программой предусмотрено увеличение доли малых и средних предприятий в таких важных для Московской области направлениях, как здравоохранение, жилищное и коммунальное хозяйство, наука почти в 4 раза - до 25 процентов.

Плотность малых предприятий на 100 000 жителей ниже среднероссийского показателя и составляет 692 предприятия, при этом к окончанию реализации Программы планируемое количество малых и средних предприятий на 100 000 жителей должно составлять порядка 1 500 единиц.

В научных исследованиях и разработках участвуют 0,6 процента малых предприятий, научно-технические услуги оказывают 1,7 процента предприятий, осуществляют технологические инновации 4 процента предприятий, наукоемкую продукцию производят 0,1 процента малых предприятий. Прогнозируемая доля малых и средних предприятий, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве малых и средних предприятий должна составить к 2012 году 8 процентов.

Темпы наращивания потенциала в сфере малого и среднего предпринимательства в Московской области не могут быть увеличены, если существенно не изменятся правовые и экономические условия для их эффективного развития, особенно в научно-технической сфере, в вопросах создания новых и развития существующих субъектов малого и среднего предпринимательства.

На становление и развитие малого и среднего предпринимательства в Московской области серьезное влияние оказывают существующая в стране экономическая ситуация и связанные с ней общие для всех муниципальных образований Московской области проблемы:

отсутствие стартового капитала и профессиональной подготовки для успешного начала предпринимательской деятельности, а также средств на развитие предпринимательской деятельности;

высокие процентные ставки по кредитам, недостаточное применение системы микрофинансирования и поручительств;

наличие административных барьеров при осуществлении деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (лицензирование, сертификация, система контроля).

Анализ факторов, влияющих на развитие предпринимательства, а также опыт реализации предыдущих программ поддержки и развития малого предпринимательства в Московской области показывают, что существующие проблемы можно решить объединенными усилиями и согласованными действиями самих субъектов предпринимательства, их общественных объединений, структур его поддержки, органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области. Необходим комплексный и последовательный подход, рассчитанный на долгосрочный период, который предполагает использование программно-целевых методов, обеспечивающих увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля. В числе таких мероприятий:

Создание организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства;

поддержка муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

иные формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Московской области.

Государственным заказчиком и разработчиком Программы является Министерство экономики Московской области.

Исполнителями Программы являются Министерство экономики Московской области и Министерство по делам печати и информации Московской области.

Цели программы - формирование благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области, привлечение финансовых и материальных ресурсов в сферу малого и среднего предпринимательства, увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового регионального продукта и уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах консолидированного бюджета Московской области, содействие обеспечению занятости населения Московской области.

Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:

реализация мер по адресной финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства;

содействие в продвижении товаров (работ, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства на межрегиональный и международный рынки;

развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

организация подготовки и переподготовки кадров для малого и среднего предпринимательства, развитие системы дистанционного обучения;

поддержка муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Основными направлениями развития малого и среднего предпринимательства в Московской области являются:

научно-техническая и инновационная деятельность;

производство, в том числе импортозамещающей и экспортно-ориентированной продукции;

технологическое оснащение и переоснащение производства;

развитие малого и среднего предпринимательства в жилищной сфере, в сферах коммунального хозяйства и предоставления бытовых услуг;

создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.