Возникновение и назначение языка паскаль. Операторы языка паскаль Как на языке pascal пишется операция присваивания

Оператор – предписание о выполнении конкретных действий. В языке программирования Паскаль содержится 11 операторов.

Оператор присваивания в Паскале

Оператор присваивания, наиболее часто используемый оператор языка Турбо Паскаль.

Формат записи: X:=A;
где: X – имя переменной;
A - выражение;
:= - знак присваивания.

Работа оператора: В процессе выполнения оператора вычисляется значение, в правой части выражения и присваивается имени переменной.

Тип переменной и тип выражения должны совпадать, кроме случая, когда выражение относится к целому типу, а переменная к вещественному. При этом происходит преобразование вычисленного значения выражения к вещественному типу.

Пример 9.1. Записать программу вычисления функций:

y= cosa+lnb; n=k+1; r=ord(#65).

Var
a, b, y: real;
k, n: integer;
r: char;
t, v, u: Boolean;
* * *
y:= cos(a)+ln(b);
n:=k+1;
r:=ord(#65);
t:=(v and u)or(v and not u);
* * *
End.

Оператор перехода в Паскале

В Турбо Паскале принят естественный порядок выполнения операторов, т.е. в порядке их следования в тексте программы. Оператор перехода прерывает естественный порядок выполнения операторов и передает управление оператору, отмеченному меткой указанной в операторе перехода.

Формат записи: GoTo m;

где: GoTo – перейти к;
m - метка.

Работа оператора: Оператор перехода передает управление оператору, отмеченному меткой m .
Применение оператора перехода в ТР является нежелательным, т. к. он нарушает структурную целостность программы. Такую программу сложно читать, отлаживать и модифицировать. На использование оператора перехода в ТР наложены ограничения, не позволяющие его бессистемное использование.

С помощью оператора перехода можно передавать управление внутри одного уровня или переходить из внутреннего уровня во внешний. Переходы из внешнего уровня во внутренний запрещены. Например, из программы в тело подпрограммы или внутрь оператора цикла или условного оператора.

Оператором называется предложение языка программирования, задающее полное описание некоторого действия, которое необходимо выполнить. Основная часть программы на языке Турбо Паскаль представляет собой последовательность операторов. Разделителем операторов служит точка с запятой. Все операторы языка Турбо Паскаль можно разделить на две группы: простые и структурные.

Операторы, не содержащие никаких других операторов, называются простыми . К ним относятся операторы присваивания, безусловного перехода, вызова процедуры и пустой оператор.

Оператор присваивания

Оператор присваивания (:=) предписывает выполнить выражение, заданное в его правой части, и присвоить результат переменной, идентификатор которой расположен в левой части. Переменная и выражение должны быть совместимы по типу.

Оператор присваивания выполняется следующим образом: сначала вычисляется выражение в правой части присваивания, а затем его значение присваивается переменной, указанной в левой части оператора.

Например, для оператора

Rezult:=A div В;

сначала выполняется целочисленное деление значения переменной А на значение переменной В , а затем результат присваивается переменной Rezult .

Примеры применения оператора присваивания:

А := 8;

S:= A * В ;

Ostatok:= A mod B;

Ratio:= A / B;

Оператор безусловного перехода (go to)

Оператор безусловного перехода (go to) означает "перейти к" и применяется в случаях, когда после выполнения некоторого оператора надо выполнить не следующий по порядку, а какой-либо другой, отмеченный меткой оператор.

Напомним, что метка объявляется в разделе описания меток и может содержать как цифровые, так и буквенные символы.

При использовании оператора go to необходимо помнить, что областью действия метки является только тот блок, в котором она описана. Передача управления в другой блок запрещена.

Правила использования оператора безусловного перехода. Использование безусловных передач управления в программе считается теоретически избыточным и подвергается серьезной критике, так как способствует созданию малопонятных и трудно модифицируемых программ, которые вызывают большие сложности при отладке и сопровождении. Поэтому рекомендуется минимальное использование оператора go to с соблюдением следующих правил:

Следует стремиться применять операторы перехода (если кажется невозможным обойтись без них) для передачи управления только вниз (вперед) по тексту программы; при необходимости передачи управления назад следует использовать операторы цикла;

Расстояние между меткой и оператором перехода на нее не должно превышать одной страницы текста (или высоты экрана дисплея).

Пример применения оператора безусловного перехода:

label Metka; {в раздале описания меток описали метку с именем Metka }

begin {основная программа}

{операторы основной программы}

{операторы основной программы помеченные меткой}

Порядок выполнения работы

    Изучить теоретические сведения по теме: “Написание программы на Паскале с использованием операторов присваивания и безусловного перехода ”.

    Получить индивидуальное задание у преподавателя и разработать программу в соответствии с поставленной задачей.

    Показать работающую программу преподавателю.

    Ответить на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы

    Основные элементы программирования.

    Основные характеристики программы. Понятия языка, оверлеев, глобальных и локальных блоков.

    Операторы языка программирования Паскаль. Оператор присваивания. Формат, примеры.

    Оператор безусловного перехода. Формат, примеры. Основные правила использования

Лабораторная работа № 7

Написание программы на Паскале с использованием условных операторов и оператора выбора Case

Цель работы : формирование знаний и умений по работе с операторами языка. Приобретение навыков написания программ с использованием операторов присваивания и безусловного перехода.

Краткие теоретические сведения

Условные операторы

Условные операторы предназначены для выбора к исполнению одного из возможных действий (операторов) в зависимости от некоторого условия (при этом одно из действий может быть пустым, т. е. отсутствовать). В качестве условий выбора используется значение логического выражения.

В Турбо Паскале имеются два условных оператора: if и case.

Оператор условия if

Оператор условия if является одним из самых популярных средств, изменяющих естественный порядок выполнения операторов программы.

Он может принимать одну из следующих форм:

    if <условие> then <оператор1>

else <оператор2>;

    if <условие> then <оператор>;

В переводе с английского языка данные форматы можно определить как:

    ЕСЛИ<условие> ТО<оператор1> ИНАЧЕ<оператор2>

    ЕСЛИ<условие> ТО<оператор>

Оператор условия if выполняется следующим образом. Сначала вычисляется выражение, записанное в условии. В результате его вычисления получается значение булевского типа.

В первом случае, если значение выражения есть True (истина), выполняется <оператор1>, указанный после слова then (в переводе –“то”). Если результат вычисления выражения в условии есть False (ложь), то выполняется <оператор2> .

Во втором случае, если результат выражения True , выполняется <оператор>, если False - оператор, следующий сразу за оператором if . Операторы if могут быть вложенными .

Пример фрагмента программы с оператором условия if:

if Ch="N" then Parol:= True

else Parol:= False;

if Parol = True then

if X = 100 then Write("Пароль и код правильные")

Writeln("Ошибка в коде");

В данном примере с клавиатуры считывается значение переменной символьного типа Ch . Затем проверяется условие С h =" N " . Если оно выполняется, то переменной Parol булевского типа присваивается значение True , если условие не выполняется, False . Затем с клавиатуры считывается значение кода X . Далее оператор if проверяет условие Parol = True. Если оно имеет значение True , то выполняется проверка введенного пароля оператором if X=100 . Если условие Х=100 имеет значение True , то выводится сообщение "Пароль и код правильные", и управление в программе передается на оператор, следующий за словом end , если оно имеет значение False , выполняется составной оператор, стоящий после, слова else , который выводит на экран видеомонитора сообщение "Ошибка в коде", и вызывает стандартную процедуру Halt(1) для остановки программы.

Особенность применения оператора if . При использовании вложенных условных операторов может возникнуть синтаксическая неоднозначность, например:

if условие1 then if условие2 then <оператор1> else <оператор2>

Возникающая двусмысленность, к какому оператору if принадлежит часть else <оператор2>, разрешается тем, что служебное слово else всегда ассоциируется (связывается) с ближайшим по тексту служебным словом if, которое еще не связано со служебным словом else .

В связи с этим следует проявлять аккуратность при записи вложенных операторов условия.

Пример 1 . Составить программу, которая вычисляет частное двух целых чисел. В связи с тем, что делить на нуль нельзя, организовать контроль ввода данных.

Для контроля вводимых значений делителя используем оператор условного перехода if ... then ... else.

Текст программы может выглядеть следующим образом:

program Primer1;

А, В: integer;

Write("Введите значение делимого А: ");

Write("Введите значение делителя В: ");

if B=0 {Контроль ввода числа B }

then Writeln("Ha нуль делить нельзя") {Условие выполнено}

{Условие не выполнено}

Rezult:= А / В;

Writeln("Частное чисел ",А," и " ,В, " = ", Rezult);


Оператор присваивания - самый простой и наиболее распространённый оператор.

Формат оператора присваивания

Оператор присваивания представляет собой запись, содержащую символ = (знак равенства), слева от которого указано имя переменной, а справа - выражение. Оператор присваивания заканчивается знаком; (точка с запятой).

Переменная = Выражение; // Оператор присваивания

Оператор присваивания можно отличить в тексте программы по наличию знака равенства. В качестве выражения может быть указана константа, переменная, вызов функции или собственно выражение.

Правило исполнения оператора присваивания

Оператор присваивания, как и любой другой оператор, является исполняемым. Это значит, что запись, составляющая оператор присваивания, исполняется в соответствии с правилом. При исполнении оператора присваивания вычисляется значение в правой части, а затем это значение присваивается переменной слева от знака равенства. В результате исполнения оператора присваивания переменная в левой части всегда получает новое значение; это значение может отличаться или совпадать с предыдущим значением этой переменной. Вычисление выражения в правой части оператора присваивания осуществляется в соответствии с порядком вычисления выражений (см. Операции и выражения).

Примеры операторов присваивания

В операторе присваивания допускается объявление типа переменной слева от знака равенства:

int In = 3 ;
double Do = 2.0 ;
bool Bo = true ;
color Co = 0 x008000 ; // Переменной Co присвоено значение константы
string St = " sss "; // Переменной St присвоено значение константы
datetime Da = D " 01.01.2004 "; // Переменной Da присвоено значение константы

Ранее объявленные переменные используются в операторе присваивания без указания типа.

In = 7 ; // Переменной In присвоено значение константы
Do = 23.5 ; // Переменной Do присвоено значение константы
Bo = 0 ; // Переменной Bo присвоено значение константы

В операторе присваивания не допускается объявление типа переменной в правой части от знака равенства:

In = int In_2; // Объявление типа переменных в правой части запрещено
Do = double Do_2; // Объявление типа переменных в правой части запрещено

В операторе присваивания не допускается повторное объявление типа переменных.

Int In; // Объявление типа переменной In
int In = In_2; // Не допускается повторное объявление переменной (In)

Примеры использования в правой части пользовательских и стандартных функций:

In = My_Function () ; // In присвоено значение пользоват. функции
Do = Gipo (Do1 , Do1 ) ; // Do присвоено значение пользоват. функции
Bo = IsConnected () ; // Bo присвоено значение стандартн. функции
St = ObjectName (0 ) ; // St присвоено значение стандартн. функции
Da = TimeCurrent () ; // Da присвоено значение стандартн. функции

Примеры использования в правой части выражений:

In = (My_Function () + In2 ) / 2 ; // Переменной In присвоено
// ..значение выражения
Do = MathAbs (Do1 + Gipo (Do2 , 5 ) + 2.5 ) ; // Переменной Do присвоено
// ..значение выражения

При вычислениях в операторе присваивания применяются правила приведения типов данных (см. Приведение типов).

Примеры операторов присваивания краткой формы

В MQL4 используется также краткая форма записи операторов присваивания. Это - форма операторов присваивания, в которой используются операции присвоения, отличные от операции присвоения = (знак равенства) (см. Операции и выражения). На операторы краткой формы распространяются те же правила и ограничения. Краткая форма операторов присваивания используется в коде для наглядности. Программист по своему усмотрению может использовать ту или иную форму оператора присваивания. Любой оператор присваивания краткой формы может быть легко переписан в полноформатный, при этом результат исполнения оператора не изменится.

In /= 33 ;
In = In / 33 ;

St += " _exp7 "; // Краткая форма записи оператора присваивания
St = St + " _exp7 "; // Полная форма записи оператора присваивания

Оператор является неделимым элементом программы, который дает возможность выполнять определенные алгоритмические действия. Отличием оператора, по отношению к другим элементам, является то, что под ним всегда подразумевается какое-то действие. В языке Паскаль операторы состоят из служебных слов. Операторы, используемые в программе, отделяются между собой и от других элементов программы символом (;). Все операторы языка Паскаль можно условно разбить на две группы :

  1. простые;
  2. структурированные.

Простые операторы - это операторы, не содержащие в себе других операторов. К ним относятся:

  • оператор присвоения (:=);
  • оператор процедуры;
  • оператор безусловного перехода (GOTO).

Структурированные операторы - это операторы, которые содержат в себе другие операторы. К ним относятся:

  • составной оператор;
  • операторы условий (IF, CASE);
  • операторы цикла (FOR, WHILE, REPEAT);
  • оператор присоединения (WITH).

Простые операторы

Оператор процедуры

Оператор процедуры служит для вызова процедуры.

Формат: [имя_процедуры] (список параметров вызова);

Оператор процедуры состоит из идентификатора процедуры, непосредственно за которым в скобках расположен список параметров вызова. В Паскале имеются процедуры без параметров. В этом случае, при вызове, список параметров отсутствует. Выполнение оператора процедуры приводит к активизации действий описанных в ее теле. В языке Паскаль имеется два вида процедур:

  • Стандартные, которые описаны в самом языке и являются принадлежностью языка;
  • Процедуры пользователя, которые создает пользователь.

Для вызова стандартных процедур необходимо подключение в разделе USES имени модуля (библиотеки), где описана данная процедура. Ряд процедур, находящихся в модуле SYSTEM всегда подключается к программе автоматически и их подключение в разделе USES не нужно. Стандартные процедуры языка Паскаль - READ, WRITE, REWRITE, CLOSE, RESET.

READ ([файловая_переменная], [список_ввода])

READ (x,y)

Процедуры пользователя (нестандартные) должны быть созданы перед их использованием в программе и находятся либо в разделе описания самой программы, либо в отдельные программные единицы модуля. Если процедура находится в модуле, то имя этого модуля необходимо упомянуть в приложении USES.

Оператор безусловного перехода GOTO

Формат: GOTO [метка];

GOTO - зарезервированное слово в языке Паскаль. [метка] - это произвольный идентификатор, который позволяет пометить некий оператор программы и в дальнейшем сослаться на него. В языке Паскаль допускается в качестве меток использовать целое число без знаков. Метка располагается перед помеченным оператором и отделяется от него (:). Один оператор можно помечать несколькими метками. Они так же отделяются друг от друга (:). Перед тем как использовать метку в разделе оператора ее необходимо описать в разделе LABEL (раздел описания).

Действие GOTO передает управление соответствующему помеченному оператору. При использовании меток нужно руководствоваться следующими правилами:

  • метка должна быть описана в разделе описаний и все метки должны быть использованы;
  • если в качестве меток используются целые числа, их не объявляют.

Противоречит принципам технологии структурного программирования. Современные языки программирования не имеют в своем составе такого оператора, и в его использовании нет необходимости. Кроме того в современных компьютерах используется так называемый конвейерный способ. Если в программе встречается оператор безусловного перехода, то такой оператор ломает весь конвейер, заставляя создавать его заново, что существенно замедляет вычислительный процесс.

Структурированные операторы

Операторы условия IF

Условный оператор используется в программе для реализации алгоритмической структуры - ветвления. В данной структуре вычислительный процесс может продолжаться по одному из возможных направлений. Выбор направления обычно осуществляется проверкой какого-либо условия. Существует два вида структуры ветвления: структура вилка и обход.

В языке Паскаль условный оператор IF это средство организации ветвящегося вычислительного процесса.

Формат: IF [логическое_выражение] Then [оператор_1]; Else [оператор_2];

IF, Then, Else - служебные слова. [оператор_1], [оператор_2] - обыкновенные операции языка Паскаль. Часть Else является необязательной (может отсутствовать).

Оператор IF работает следующим образом: вначале проверяется результат логического выражения. Если результат Истина(TRUE), то выполняется [оператор_1], следующий за служебным словом Then, а [оператор_2] пропускается. Если результат Ложь(FALSE), то [оператор_1] пропускается, а [оператор_2] исполняется.

Если часть Else отсутствует, то оператор IF имеет не полную форму:

IF [логическое_выражение] Then [оператор];

В этом случае, если результат Истина(TRUE), то выполняется [оператор], если Ложь(FALSE), то управление передается оператору, следующему за оператором IF.

имеются 2 числа A и B. Найти максимальное число.

Составной оператор

Составной оператор - это последовательность произвольных операций в программе, заключенная в так называемые операторные скобки (Begin-End).

Формат: Begin [операторы]; End;

Составные операторы позволяют представлять группу операторов, как один оператор.

Оператор выбора CASE

Предназначен для реализации множественных ветвлений, поскольку оператор IF может реализовать всего два направления вычислительного процесса, использовать его для реализации множественных ветвлений не всегда удобно. Множественное ветвление реализуется оператором CASE.

Формат: CASE [ключ_выбора] OF

[константа_выбора_1]:[оператор_1];

[константа_выбора_2]:[оператор_2];

[константа_выбора_N]:[оператор_N];

ELSE [оператор];

CASE, OF, ELSE, END - служебные слова. [ключ_выбора] - это параметр одного из порядковых типов. [константы_выбора] - константы того же типа, что и ключ выбора, реализующие выбор. [оператор_1(N)] - обыкновенный оператор. ELSE может отсутствовать.

Оператор выбора работает следующим образом: до работы оператора определяется значение параметра ключ выбора. Этот параметр может быть либо выражен как переменная в программе, либо другим путем. Затем параметр ключ выбора последовательно сравниваем с константой выбора. При совпадении значения ключа выбора с одной из констант выбора, выполняется оператор, следующий за этой константой, а все прочие операторы игнорируются. В случае не совпадения ключа выбора ни с одним из констант, выполняется оператор, следующий за Else. Часто Else является не обязательной и в случае несовпадения ключа выбора ни с одной из констант выбора и при отсутствии Else, управление передается оператору, следующему за оператором CASE.

В операторе CASE нет явной проверки условия, характерного для оператора IF. В тоже время в неявном виде операция сравнения выполняется. CASE вносит диссонанс в программу на языке Паскаль, поскольку данные оператор завершается служебным словом End, которому нет парного Begin.

Составить алгоритм и программу задачи, моделирующей работу светофора. При вводе символа первой буквы цветов светофора, программа должна выводить сообщение о соответствующем цвете и действиях.

Программа работает следующим образом: с клавиатуры процедурой Read вводится символ буквы цвета светофора. Если введена буква ‘з’ соответствующая зеленому цвету, то в операторе CASE введено значение в списке выбора найдет константу выбора ‘з’ и будет выведено сообщение “Зеленый цвет, движение разрешено”. При вводе символа букв ‘к’ и ‘ж’ буду выведены аналогичные сообщения. При вводе любого другого символа будет выведено сообщение “Светофор не работает”, поскольку в этом случае работает часть Else, оператора CASE.

Операторы цикла

Циклической алгоритмической структурой считается такая структура, в которой некоторые действия выполняются несколько раз. В программировании имеются два вида циклических структур: цикл с параметром и итерационный цикл.

В цикле с параметром всегда имеются так называемые параметры цикла: X, X n , X k , ∆X. Иногда цикл с параметром называют регулярным циклом. Характерной чертой является то, что число циклов и повторений можно определить до выполнения цикла.

В итерационном цикле невозможно определить число циклов до его выполнения. Он выполняется до тех пор, пока выполняется условие продолжение цикла.

В языке Паскаль имеются три оператора, реализующих циклические вычислительные структуры:

  • счетный оператор FOR. Он предназначен для реализации цикла с параметром и не может быть использован для реализации итерационного цикла;
  • оператор цикла с предусловием WHILE;
  • оператор цикла с постусловием REPEAT.

Последние два ориентированы на реализацию итерационного цикла, однако их можно использовать и для реализации цикла с параметром.

Оператор FOR

Формат: FOR [параметр_цикла] := [н_з_п_ц] To [к_з_п_ц] Do [оператор];

FOR, To, Do - служебные слова. [параметр_цикла] - параметр цикла. [н_з_п_ц] - начальное значение параметра цикла. [к_з_п_ц] - конечное значение параметра цикла. [оператор] - произвольный оператор.

Параметр цикла должен быть переменой порядкового типа. Начальное и конечное значения параметра цикла должны быть того же типа, что и параметр цикла.

Работу оператора рассмотрим на его алгоритме:

На первом шаге значение параметра цикла принимает [н_з_п_ц], затем осуществляется проверка параметр цикла меньше или равен [к_з_п_ц]. Это условие является условием продолжения цикла. Если выполнено, то цикл продолжает свою работу и выполняется [оператор], после чего параметр цикла увеличивается (уменьшается) на единицу. Затем с новым значением параметр цикла, проверяется условие продолжения цикла. Если оно выполняется, то действия повторяются. Если условие не выполняется, то цикл прекращает свою работу.

Оператор For существенно отличается от аналогичных операторов в других языках программирования. Отличия следующие:

  • телом оператора For. Оператор может не выполниться ни разу, поскольку проверка условия продолжения цикла выполняется до тела цикла;
  • шаг изменения параметра цикла постоянный и равен 1;
  • тело цикла в операторе For представлено одним оператором. В том случае, если действие тела цикла требует более одного простого оператора, то эти операторы необходимо превратить в один составной оператор посредством операторных скобок (BEGIN-END);
  • Параметр цикла может быть только переменой порядкового типа.

Пример использования оператора FOR: составить таблицу перевода рублей в доллары.

Оператор WHILE (оператор цикла с предусловием)

Формат: WHILE [условие] Do [оператор];

WHILE, Do - служебные слова. [условие] - выражение логического типа. [оператор] - обыкновенный оператор.

;

Оператор While работает следующим образом: вначале работы проверяется результат логического условия. Если результат истина, то выполняется оператор, после которого осуществляется возврат на проверку условия с новым значением параметров в логическом выражении условия. Если результат ложь, то осуществляется завершение цикла.

При работе с While надо обратить внимание на его свойства:

  • условия, использованные в While, являются условием продолжения цикла;
  • в теле цикла всегда происходит изменение значения параметра входящего в выражение условия;
  • цикл While может, не выполнится ни разу, поскольку проверка условия в продолжение цикла выполняется до тела цикла.

Оператор REPEAT (оператор цикла с постусловием)

Формат: REPEAT [тело_цикла]; UNTIL [условие];

Оператор REPEAT работает следующим образом: сначала выполняются операторы тела цикла, после чего результат проверяется логического условия. Если результат ложь, то осуществляется возврат к выполнению операторов очередного тела цикла. Если результат истина, то оператор завершает работу.

Оператор Repeat имеет следующие особенности:

  • в Repeat проверяется условие завершения цикла и если условие выполняется, то цикл прекращает работу;
  • тело цикла всегда выполняется хотя бы один раз;
  • параметр для проверки условия изменяется в теле цикла;
  • операторы тела цикла не надо заключать в операторские скобки (BEGIN-END), при этом роль операторных скобок выполняют Repeat и Until.

Вычислить y=sin(x), где xn=10, xk=100, шаг равен 10.

Тип урока:

  • обучающий. Учащиеся знакомятся с новым оператором языка Паскаль;
  • повторение темы «Внутренняя память компьютера»;
  • закрепляющий приобретенные знания.

Тема урока: «Программирование на языке Паскаль. Оператор присваивания».

Цели:

  • Ввести понятие «Оператор присваивания».
  • Различать операции, допустимые для целых и вещественных чисел.
  • Правильно составлять и вычислять выражения с использованием оператора присваивания.
  • Писать программы для простейших задач.

Длительность урока: 1 час 30 минут.

ХОД УРОКА

Первый урок

1. Повторение темы предыдущего урока «Типы данных». Примеры использования одинаковых по звучанию слов, но имеющих разные смысловые значения.

Учитель и обучающиеся работают в форме «вопрос-ответ» (10 минут).

2. Учитель объясняет новую тему, используя мультимедийный урок-презентацию «Программирование на языке Паскаль. Оператор присваивания». Дается определение понятия «оператор присваивания», приводится общая и структурная форма оператора. Прежде, чем рассмотреть работу оператора присваивания, вспоминаем и повторяем тему «Оперативная память, свойства Оперативной памяти».

Сопровождается показом презентации. Приложение 1 (15 минут).

3. Обучающиеся работают самостоятельно, читая и конспектируя новую тему (урок-презентация предварительно записан на компьютеры обучающихся, вопросы для конспектирования определены учителем). Здесь же ученики могут познакомиться с текстами программ, в которых используется оператор присваивания Приложение 2 (20 минут).

Второй урок

4. Обучающиеся работают у доски, выполняя упражнения (12-15 минут).
1. Учитель проводит контроль знаний в форме теста. Программа-тест предварительно записывается на компьютеры обучающихся. Оценка выставляется программой. Приложение 5 (10 минут).
5. Ученики выполняют небольшую самостоятельную работу по карточкам, либо пишут и отлаживают программу на АЯП Паскаль, в которой используется оператор(ы) присваивания (учитель называет номера карточек с заданиями). За работу учащиеся получают оценку. Приложение 3 . Приложение 4 (15 минут).
Домашнее задание. Ученикам предлагается написать текст простой программы на АЯП Паскаль, в которой используется оператор(ы) присваивания (для тех учеников, которые не успели выполнить задание в классе).

Выводы:

  • Через блок 1 повторение темы предыдущего урока.
  • Через блоки 2, 3 и 4 дается и закрепляется новая тема «Оператор присваивания».
  • Через блоки 5 и 6 выполняется контроль знаний.

Программирование на языке Паскаль

Урок № 1 (2 часа). Переменные и константы. Оператор присваивания

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Новая тема.
  3. Домашнее задание.

Проверка домашнего задания.

2. Новая тема: «Переменныые и константы. Опреатор присваивания»

Переменная – это имя области памяти (размер области зависит от типа данных), в которой хранится значение, присвоенное переменной. Переменную можно сравнить с ящиком, в котором находится значение (лучшее сравнение с многоквартирным домом, т. к. из ящика можно извлечь что-то и это будет последним, т. е. ящик остаётся пустым, а переменная, даже если ею воспользовались, остаётся в области памяти.).
Константа – фиксированные одиночные числовые или текстовые значения, которые не могут изменяться в ходе выполнеия программы.
Оператор присваивания. Один из наиболее часто используемых операторов оператор присваивания. Общий вид оператора присваивания:

имя переменной:= выражение ;

Выражение может быть и конкретным значением (т.е. число целое или вещественное, например, 22 или 2.5, символьная величина: "ABC", логическая величина: TRUE или FALSE), и некоторым выражением (величины + операции над ними), результат которого будет присвоен переменной в левой части.

ПРИМЕРЫ:

PAG:= 10; (конкретное значение в виде числа);
X:= X + 1; (выражение);
C:= B; (имя переменной);
G:= ‘ПРИВЕТ‘; (конкретное значение символьное);
X:= (-A + SIN(Y) – 4 * B * X) / (2 * C); (математическое выражение);
Y:= TRUE; (конкретая логическая величина).

Отличие операции присваивания в математике и программировании.

В математике выражениеа = в означает, что вычисленные значения для а и в должны быть равными.
В программировании А:= В понимается так, что значение, хранимое в области памяти с именем В, помещается в область памяти с именем А. Поэтому обратное выражение
В:= А даёт другой результат.
Пример: в А и в В помещаются значения 5 и 9 соответственно.

А: = 5;
В: = 9

а) Результат операции А:= В;

б) Результат операции В:= А;

Далее ещё одно существенное различие между знаком равенства и оператором присваивания: А = А + 1;
В математике такое выражение просто бессмысленно, поскольку тождество ложно. Не существует таких числовых значений А, для которых оно было бы справедливо. В программировании это означает, что к значению, хранимому в ячейке А, прибавляется 1, и вновь получаемое значение заменяет старое в ячейке А. Например, если до выполнения этого оператора А имело значение 5, то после выполнения будет равно 6.

Следующее отличие: математическое выражение А + 9 – В = Х вполне обосновано и может означать, что при подстановке некоторых чисел вместо А и В в левую часть выражения вы получите Ч. В то же время в программировании это выражение лишено смысла, поскольку левая часть выражения должна содержать имя области памяти, которой присваивается значение, вычисляемое в правой части. Если же вы попытаетесь вставить такое выражение в свою программу, то получите сообщение об ошибке, поскольку имя переменной А + 9 – В не поймёт .

записать в общепринятой форме:

(– b + sqrt(sqr(b) – 4 * a * c))/(2 * a);
a/b * (c + d) – (a – b)/b/c + 1E – 8;

Список литературы:

  • В.Б. Попов «TURBO PASCAL для школьниковI», «Финансы и статистика», Москва, 1996 г.
  • А.А. Черно в «Конспекты уроков информатики в 9 – 11 классах», «Учитель», Волгоград, 2004.
  • Д.М. Златопольский «Я иду на урок информатики. Задачи по программированию, 7 – 11 классы», «Первое сентября», Москва, 2001.